37272
Тот самый канал про стартапы🤪 Автор - журналист Дмитрий Филонов Реклама на канале — https://teletype.in/@theedinorog/xASBsmc6JNE Поддержка на ProductHunt https://t.me/Theedinorogblog/3106 Связь с автором - @TheEdinorog
🎸 Чувак заработал $10 млн на AI-музыке, но теперь ему грозит 5 лет тюрьмы
52-летний Майкл Смит признал себя виновным в мошенничестве с использованием AI-музыки и ботов, говорится в сообщении суда. А еще он согласился выплатить более $8 млн стриминговым площадкам. Собственно, с выплатами за прослушивания от них он и мошенничал. Но история там намного глубже и интереснее.
Схема была такая. Этот Смит с помощью AI-сервиса нагенерил сотни песен. У них были странные названия, вроде Zygophyceae, Zygophyllaceae или Zygopteraceae. Он загружал их на стриминги от вымышленных исполнителей. А потом ботами накручивал прослушивания и получал выплаты. Так с 2017-го по 2024-й он заработал около $10 млн.
Я полез изучать про Майкла Смита. И наткнулся на шикарную статью Wired про эту историю. И там все оказалось не так просто!
Изначально Смит был предпринимателем с сетью медицинских клиник. Но его очень тянуло в музыку. И в 2013-м он познакомился с музыкальным пиарщиком Джонатаном Хэем — купил у него 20 часов консультаций и лично приехал на встречу, а не поговорил онлайн. В итоге, они решили, что Смиту надо заняться продюсированием.
Смит запустил лейбл SMH Records и стал раскручивать рэп-исполнителей. Он даже финансировал и был судьей на шоу One Shot, где как раз отбирали молодых исполнителей. Но как-то без особых успехов.
А вот в 2017-м появилась эта история с ботами. Тогда Смит и Хэй записали свой альбом Jazz. Он резко взлетел в чартах, а через неделю пропал. Хэй стал разбираться. Была куча прослушиваний, но в основном из Вьетнама. А в соцсетях вообще тишина. Почему альбом взлетел и тут же потерял интерес от слушателей? Загадка.
Но Хэй стал подозревать Смита в финансовых махинациях. Он еще в 2015-м рассказывал про свои догадки партнерам — отправил им 111-страничный документ с доказательствами. Но ему не поверили. Потом Хэй рассказывал про догадки журналу Billboard, даже полиции и ФБР.
При этом Смит реально был мутным чуваком. В какой-то момент сотрудники его медицинских клиник подали против него иск. Его обвиняли в том, что он мошенничал с медстраховками, а деньги выводил в свой лейбл SMH Records. Но в 2020-м году стороны заключили мировое соглашение, Смит согласился выплатить $900 000.
А история с AI-музыкой и накрутками закончилась, по сути, в 2023-м. Тогда организация, которая распределяет роялти для стриминговых сервисов, обвинила Смита в мошенничестве и приостановила выплаты. Правда, ФБР приехало к Смиту только спустя почти полтора года.
Сейчас он признал свою вину. А в июле судья должен вынести свой вердикт — Смиту грозит до 5 лет тюрьмы.
Где Смит генерил музыку? В деле сервис не называется. Но Wired пишет, что Смит общался с гендиректором стартапа Boomy, который как раз занимается генерацией AI-музыки. При этом началось их общение еще в 2010-х. Тогда еще было очень далеко до эпохи AI. Получается, чувак опередил время.
Но создание AI-музыки — это не преступление. Косяк в накрутках прослушиваний. По сути, боты нон-стоп слушали эти AI-песни, чтобы получать побольше выплат. Там были миллиарды прослушиваний! При этом прослушивания распределялись равномерно по песням, чтобы не было резких взлетов, которые могут спалить контору.
Одна из загадок дела — от каких сервисов Смит получил столько денег. Есть же Spotify, Apple, YouTube Music, Amazon и другие. Но никто не хочет палиться, что система обнаружения ботов сплоховала. В Spotify сказали, что заплатили Смиту только $60 000 за все время. А остальные не ответили Wired.
В общем, пацан к успеху шел, но не получилось, не фартануло.
Самое интересно, что Wired приводит слова чувака, чей стартап борется с такими накрутками. Так он говорит, что ущерб в индустрии превышает миллиард долларов, а смитовские $10 млн — это капля в море.
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
Как устроена франшиза Яндекс Лавки изнутри
Если вы ищете эффективную бизнес-модель по франшизе, надёжным вариантом станет та, где есть готовые технические решения, лояльная аудитория и предсказуемые сценарии развития.
Обеспечить это может партнёрство с известной компанией, например с Яндекс Лавкой.
В Telegram-канале «Франшиза Яндекс Лавки»:
— разбирают, как устроена Лавка изнутри;
— считают ресурсы, которые требуются для запуска;
— оценивают перспективы конкретных регионов;
— делятся кейсами партнёров.
Вот несколько интересных постов из их канала:
➖ На какие критерии нужно ориентироваться при выборе франшизы
➖ Как Яндекс Лавка превратилась из «просто доставки» в часть экосистемы
➖ Чем отличается даркмолл от даркстора на примере Тулы
➖ Сколько дарксторов и сотрудников в них нужно на город с населением 500 000 человек
Присмотреться к франшизе Яндекс Лавки и задать вопросы можно в канале. Подписывайтесь.
#партнерскийматериал
Основатель GitLab вдохновил «азербайджанских арестантов» на защиту «в режиме фаундера»
Основатель Airo Антон Драчев вместе с другими россиянами, арестованными в Азербайджане, решил создать НКО «Освободи нас» для своей защиты. Об этом он пишет у себя в канале. Единственной целью НКО будет добиться освобождения арестантов.
Кратко напомню: россиян задержали в июле 2025-го на фоне задержаний азербайджанцев в Екатеринбурге по обвинению в убийствах и покушениях. Почти все они из IT, еще есть SMM-специалист и психолог. Россиян обвиняют в транзите наркотиков из Ирана и киберпреступлениях. Почитать подробнее можно вот здесь.
«Мы — 11 российских заложников — уже 8 месяцев находимся в заключении. Сколько еще месяцев/лет мы будем лишены свободы и будем разлучены с нашими семьями — никто не знает. Освободят ли нас в принципе — никто не знает. Движется ли процесс — никто не знает», — пишет Антон.
Новости о них, действительно, появляются крайне редко. Обычно только после очередного продления ареста. И вот НКО будет рассказывать о ребятах, стараться напомнить про их историю, писать обращения в официальные органы России и Азербайджана и так далее.
А при чем здесь основатель GitLab Сид Сибрандий?
Как написал Антон мне в письме (а потом и у себя в канале), его невеста переслала ему пост из The Edinorog про Сида Сибрантия, который борется с раком в «режиме фаундера».
История реально крутая. Почитайте, если пропустили. У Сида нашли рак, но традиционные методы не помогли. И тогда он создал практически компанию для спасения себя. У него там есть директор, сотрудники. Они искали новые способы лечение, мониторили исследования, договаривались, чтобы на Сиде протестировали. И рак он, кстати, победил. Буквально неделю назад писал, что на МРТ ничего не увидели.
Антон прочитал этот пост и понял, что надо брать дело по освобождению в свои руки. И решил замутить НКО, основной целью которого будет освобождение его и других арестантов. Собственно, они теперь будут бороться за освобождение «в режиме фаундера». Парням, удачи, конечно!
P.S. Если вдруг кто знаком с Сидом Сибрантием, то киньте ему эту историю. Пусть порадуется, что его опыт и других вдохновляет!
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
10+ инструментов для бизнеса — и всё в одном месте
Обычно так: задачи в одном сервисе, клиенты в другом, звонки в третьем, стратегия нарисована маркером на доске в переговорке. Знакомо?
Битрикс24 собрал всё это в одном месте, чтобы вы наконец перестали платить за пять подписок и искать договорённости в трёх мессенджерах одновременно.
Планировщик задач — задачи больше не теряются в переписке, дедлайны не забываются, ответственные не делают вид, что не слышали
CRM
— каждый клиент на виду, каждая сделка двигается по воронке, менеджеры больше не «забыли перезвонить»
Мессенджер и видеозвонки
— вся команда в одном окне, без «напишите мне в телегу» и «я не видел сообщение»
Онлайн-доски
— стратегии, идеи и мозговые штурмы больше не живут на салфетках и не стираются уборщицей
Большой недельный пост 🎉
В детстве прям всегда ждал серий «Крутого Уокера». Почему-то он мне больше всего запомнился. А оказывается, Чак Норрис даже в 2025-м году еще снимался. Если вы вдруг на этих выходных не засядете за пересмотр его фильмов и захотите что-то почитать, то наш большой недельный пост к вашим услугам. А вот, кстати, и он!
1️⃣ Techcrunch про то, как миллиардеры давали клятву Giving Pledge, которую придумали Уоррен Баффет и Билл Гейтс, а теперь некоторые захотели взять слова обратно — ссылка
2️⃣ Подкаст с Андреем Дороничевым про биохакинг, как бороться с выгоранием, как повысить продуктивность — ссылка
3️⃣ Статья Мустафы Сулеймана (Microsoft) про то, что не надо наделять AI эмпатией и сознательность, это всего лишь инструмент (за наводку спасибо @techsparks) — ссылка
4️⃣ Выступление главы Y Combinator Гарри Тэна на конференции SXSW. Он там, в частности, рассказывает, как по AI-агентам упарывается и спит по несколько часов из-за этого — ссылка
5️⃣ Что видит инвестор в питчдеке за первые 30 секунд. Тема, конечно, старая, но напомнить будет не лишним, да и написано неплохо — ссылка
6️⃣ Как в Китае на госуровне взялись помогать компаниям из одного человека, которые мутят бизнес с помощью AI — ссылка
7️⃣ Подкаст с основательницей сервиса для выгула и передержки собак Vox, который собрал 36 млн рублей инвестиций — ссылка
8️⃣ Почти детектив про то, как жена украла у мужа 2323 биткоинов, а он их пытается отсудить обратно — ссылка
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
Пока одни российские IT-компании борются за выживание, другие активно осваивают рынок. Visiology, платформа бизнес-аналитики №1 в России, закрыла 2025 год с перевыполнением плана по всем ключевым метрикам.
Менеджмент компании поделился этими цифрами на первой очной встрече с ключевыми акционерами, которые купили акции во время раунда инвестиций. Что еще рассказали новым совладельцам?
Во-первых, рынок консолидируется. Компании третьего эшелона испытывают дистресс, а их доля перераспределяется в пользу лидеров. И Visiology как крупнейшая по выручке российская BI-платформа — прямой бенефициар этого процесса. К тому же 30–40% клиентской базы составляет госсектор с долгосрочными контрактами, а это страхует бизнес в любой кризис.
Во-вторых, ИИ меняет экономику компании изнутри. Внедрение искусственного интеллекта в бизнес-процессы Visiology снижает стоимость разработки и позволяет расширять продуктовый портфель без дополнительных ресурсов. За 2025 год Visiology выпустила 5 релизов платформы и более 120 новых функций, в числе которых — собственный ИИ-агент Cortex.
В-третьих, компания готовит международную экспансию с новыми продуктами, не имеющими прямых аналогов. В ее фокусе — Ближний Восток, Южная Африка и Бразилия.
Все это отражается на результатах: в 2025 году выручка Visiology составила 613 млн рублей (+32%), EBITDA выросла в 2,5 раза, чистая прибыль +71%. По итогам года компания открыла на платформе @potok_digital доразмещение на условиях текущей эмиссии, и новые инвесторы могут приобрести акции по прежней оценке бизнеса. Организатором сделки выступает компания BITL @bitlfinance.
📅 24 марта в 18:00 менеджмент Visiology проведет онлайн-эфир для инвесторов, где подробно разберет результаты года, обновленную финмодель и стратегию на 2026 год, включая план по выходу на новый уровень выручки.
Регистрируйтесь, даже если не уверены, что успеете подключиться онлайн! Запись получат все зарегистрированные.
🔗 Регистрация здесь
📌 Не является инвестиционной рекомендацией. Любые инвестиции сопряжены с рисками, включая возможную потерю первоначальных вложений.
#партнерскийматериал
🛩️ Тревор Милтон снова в деле: его осудили за грузовики, теперь он занялся самолетами
Тревор Милтон делал стартап Nikola, который разрабатывал электрогрузовики. Но инвесторы обвинили его в обмане. Милтона осудили на 4 года, но Дональд Трамп его помиловал. Теперь Милтон ищет $1 млрд на проект самолетов, управляемых AI. У WSJ вышла прям внушительная статья про это.
Давайте напомню про Nikola. Чуваки с 2014 года разрабатывали электрогрузовики и грузовики на водороде. Даже на биржу вышли через SPAC. А в 2020-м году инвесторы обвинили Милтона в обмане. И обещанной революции в производстве аккумуляторов нет, и за производство водорода не брались. А когда снимали рекламу грузовика, то просто спустили его с холма — мол, едет сам. Это была прям очень громкая история.
В итоге, SEC штрафанула компанию на $125 млн, а Тревора Милтона, который отрицал обвинения, осудили на 4 года. Сама компания обанкротилась, ее активы продали. Милтон посидеть в тюрьме не успел. Его выпустили под залог до апелляции.
А в марте 2025-го Трамп помиловал его — даже лично позвонил. И очень вовремя, прокуроры хотели потребовать с Милтона $676 млн. Правда, тут есть интересные моменты. Во-первых, Милтон позиционировал себя как жертву администрации Байдена. Во-вторых, он с женой пожертвовал $3,2 млн на предвыборную кампанию Трампа и его сторонникам. Но Милтон уверяет, что это не имеет отношения к помилованию.
«Теперь я прихожу на встречи, и самые богатые люди в мире приветствуют меня рукопожатием. Они говорят: “Добро пожаловать в клуб. Ты выдержал испытание огнем. Теперь мы можем тебе доверять"», — приводит WSJ слова Милтона.
«Мне нравится находить продукты, которые кажутся нереальными и требуют человека с видением или смелостью, чтобы вывести их на рынок», — говорит Милтон.
«Я хочу показать, что могу взять этот самолет… полностью его переработать, сделать еще лучше, вывести на рынок и добиться успеха там, где другие не смогли»
«Финам» и BSF Partners запустили новый pre-IPO фонд
УК «Финам Менеджмент» и BSF Partners запустили ЗПИФ «Финам и БСФ: Новые чемпионы», который будет инвестировать в бизнесы на стадии pre-IPO. Компании объединят усилия и экспертизу для максимизации доходности при сбалансированных рисках.
Как поясняют в фонде, сейчас оценки многих качественных технологических компаний находятся на относительно низких уровнях. По некоторым прогнозам, капитализация российского рынка к 2030 году может вырасти примерно в 2,5 раза — до 66% ВВП. Если это произойдет, то новой волне эмитентов просто придется появиться.
Фонд, по сути, делает ставку именно на таких будущих кандидатов на IPO. По их мнению, снижение ставок, отток средств с депозитов и реализация отложенных IPO могут ускорить рост стоимости следующей волны компаний-эмитентов.
Отбирать компании будут по следующим критериям:
➖ Сектор экономики с высокими темпами роста;
➖ Рост ключевых показателей эмитента выше 30% от года к году;
➖ Компания находится в топ-3 в своей отрасли;
➖ Доказанная эффективность бизнес-модели;
➖ Качественный менеджмент и корпоративное управление.
При этом фонд сам собирается выйти на биржу, и тогда можно будет свободно покупать и продавать паи. Еще пайщикам будут выплачивать 50% от любого дохода (дивиденды, выходы, размещение свободных средств). Это позволяет получать доход до завершения срока фонда.
👉 Почитать подробнее про фонд можно по этой ссылке.
Это сообщение не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
#партнерскийматериал
🌯 Бросайте свои стартапы! На шаурме можно зарабатывать 1,3 млрд рублей в год (но это пока не точно)
Прочитал сегодня в «Инке» историю сети шаурменных «Безумно», рассказанную ее сооснователем Евгением Головым. И цифры там прям неплохие. Выручка в 2025-м году была 1,3 млрд рублей при 64 филиалах. При этом за год они выросли более чем в два раза. А вы говорите стартапы!
Рост выглядит так:
2020 год — 4,8 млн рублей (2 филиала)
2021 год — 30,7 млн рублей (3 филиала)
2022 год — 101,3 млн рублей (5 филиалов)
2023 год — 207 млн рублей (13 филиалов)
2024 год — 613 млн рублей (38 филиалов)
2025 год — >1,3 млрд рублей (64 филиала)
Правда, в статье указано, что это все по данным компании. Уж не знаю, проверял ли «Инк» как-то эти цифры. А я сразу полез в «Контур.Фокус» изучать компанию. Интересно же! Но вот только этого миллиарда я сходу не нашел.
У «Безумно» два основателя — Евгений Голов и Давид Калицев. И есть юрлицо «Безумно», где оба они владельцы. Оно же указано на сайте, где они продают франшизы. И выручка этого юрлица в 2024-м году была 23,1 млн рублей. Есть еще одно — «Бзмн», но там нулевая выручка.
Правда, юрлицо «Безумно» появилось только в марте 2024-го. Возможно, до этого работали через ИП Евгения Голова. Но там финансы не посмотришь. А еще выручка может быть раскидана по юрлицам и ИП франчайзи. В общем, интересно, что это за выручка и где она.
Есть еще интересные моменты. Выручка 1,3 млрд рублей и 64 филиала — это в среднем получается 20,3 млн рублей на филиал. Понятно, что у них разная выручка, какие-то открылись только в 2025 году, но тем не менее.
На сайте с предложением франшизы приведены примеры шести филиалов с выручкой за 4 квартал 2025-го:
Санкт-Петербург (2,6 млн рублей)
Томск (5,2 млн рублей)
Новосибирск (2,5 млн рублей)
Красноярск (4,5 млн рублей)
Барнаул (2,56 млн рублей)
Курган (4 млн рублей)
Если экстраполировать эти данные на год, тупо умножив на 4, то выручка около 20 млн рублей будет только у одного филиала в Томске. У некоторых и вовсе будет в два раза ниже среднего. Так зачем выносить в пример на сайт филиалы, у которых показатели настолько хуже среднего значения по сети? Вопрос.
В конце статьи Голов рассказывает:
«Сейчас средняя рентабельность наших точек по чистой прибыли — 15–20%, но есть «партнеры-отличники» с рентабельностью в 24–25%».
🎬 600 тысяч долларов — за столько Netflix купил стартап Бена Аффлека, который разрабатывает ИИ-инструменты для постпродакшена
А все потому, что на монтаж, звук и дорисовку тратят до 50% бюджета кинопроекта. Подключить к процессу нейросети — значит значительно удешевить и ускорить процессы.
К оптимизации стремится любой бизнес и прогрессивный сотрудник. Незачем тратить 3 часа на задачу, если нейросети справятся за 3 минуты — еще и без ошибок. 67% россиян уже используют ИИ в финансах, аналитике, бухгалтерии, продажах, управлении и других сферах.
Сделайте 125+ нейросетей своими помощниками — на курсе «Нейросети на практике: для себя, работы и бизнеса» от Академии Эдюсон.
За 2 месяца вы освоите популярные сервисы и научитесь прописывать промпты так, чтобы сразу получать нужный результат. Делегируете рутину: составление отчетов и таблиц, поиск закономерностей, создание контента и кодинг без программирования.
Личный куратор будет на связи 365 дней, а доступ останется навсегда. В конце вы получите удостоверение о повышении квалификации и возможность вернуть 13% стоимости через налоговый вычет.
Оставьте заявку на курс с промокодом ЕДИНОРОГ — получите скидку 55% и второй курс в подарок.
#партнерскийматериал
📝 Как придумать идею для стартапа: не бойтесь быть странным и не слушайте чужое мнение
Нашел неплохой подкаст Майла Сайбеля и Далтона Калдвелла. И в последнем выпуске они обсуждали то, как найти хорошую идею для стартапа. Сейчас столько технологических возможностей, что вопрос «Как сделать MVP?» уже не особо актуален. Зато остается вопрос с уникальными идеями.
Посмотрите сам выпуск, он буквально 16 минут идет. А я вам тут кратко перескажу.
Для понимания: Майкл Сайбель был сооснователем Twitch, а Далтон Калдвелл тоже делал стриминговый сайт imeem. Сейчас они оба инвесторы, работают с Y Combinator.
В общем, они топят за то, что нужно отойти от общепринятого мнения. Если при выборе идеи ориентироваться на то, кому недавно дали денег, то идея получится вторичной. И попытка скопировать и доработать чей-то продукт вряд ли приведет к созданию чего-то уникального.
Если уж ориентироваться на чужие идеи, то нужно смотреть на идеи других фаундеров, от которых они отказались. Понять, почему отказались, и попробовать решить проблему.
Но чтобы найти хорошую идею, нужно отойти от общепринятого мнения — других фаундеров, инвесторов, друзей. И нет ничего плохого в том, чтобы решать собственную проблему и быть собственным клиентом. Не факт, что рынок для этого решения не будет большим.
Венчурные инвесторы часто толкают мнение, что если потенциальный рынок не тянет на условные $100 млрд, то этой идеей не стоит заниматься. И из-за этого много хороших идей пропадают. Но инвесторы часто применяют критерии поздних стадий к совсем ранним компаниям, а это не очень правильно.
И нужно не бояться быть странным. Нынешние OpenAI и Anthropic, на которые сейчас все смотрят, на старте были очень странными проектами. Да и идея того же Twitch звучала странно.
При этом многие идеи, которые казались странными на старте, неплохо сработали. И успешные фаундеры иногда кажутся странными. Проблема в том, что часто общество не хочет их слушать, потому что идеи звучат как-то по-дурацки.
Еще одна проблема в том, что сложно чувствовать себя частью чего-то, что многие считают странным и чем-то не тем. И нужно быть готовым к такому. Это на 100% относится ко всем, кто добился успеха. Но нужно чувствовать себя частью этой странной идеи и быть готовым потратить на это несколько лет.
Это нормально быть странным и работать над тем, что другие считают странным!
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
Как вырастить B2B SaaS с $0 до $2M выручки без инвестиций?
Ребята из 4dev.com уже несколько раз покупали здесь рекламу. Они делают платформу для автоматизации выплат удалённым сотрудникам и фрилансерам по всему миру. Сейчас они решили рассказать не про свои услуги, а про свою историю.
Ниже сооснователь 4dev.com Дима Кочнев рассказывает, как запускать B2B SaaS с нуля, как расти x10 и дорасти до выручки $2 млн без инвестиций, где чаще всего фаундеры теряют продукт и деньги.
Как появилась идея
Дима был операционным директором Skyeng в период бурного роста. С кратным увеличением учителей и core-команды стало ясно: расчеты выплат в Excel, акты и ручные переводы больше не работают. Процессы громоздкие, расходы непрозрачны, нагрузка огромная — в какой-то момент только документооборотом занималось более 40 человек.
Для решения проблемы Дима запустил в Skyeng внутренний сервис для автоматизации выплат и документооборота. Тогда же у него появилась идея: создать универсальную платформу, которая сделает международные платежи такими же простыми, как покупка кофе.
Как нашёл кофаундера
Дима подумал что стартап правильнее и проще строить с партнёром. Он поделился идеей с другом, с которым они вместе уже запускали tech-бизнесы. У друга был релевантный опыт: распределённые tech-команды, сотни сотрудников в десятках стран. Так появился кофаундер. Дима сфокусировался на продажах и стратегии, партнёр — на продукте и операционке.
MVP, первые клиенты и выход в ноль
Первый прототип собрали «на коленке» с небольшой командой разработки — чтобы проверить спрос. Решение выстрелило: за счёт founder-driven продаж Дима быстро привлёк первые 30 клиентов. Этого хватило, чтобы сразу выйти в плюс и далее не зависеть от инвестиций. С тех пор компания остаётся прибыльной и развивается итеративно на свои деньги, фокусируясь на обратной связи от пользователей.
Рост x10 за год: как получилось
В 2022 году пути Димы и Skyeng разошлись, и он смог полностью сконцентироваться на развитии 4dev.com. В этом же году платформа скакнула с $100K до $1M годовой выручки. Ещё через три месяца — $2M. Это не случайность а сочетание факторов: фокусировка Димы только на одном проекте + внешние обстоятельства + эффект отложенного результата: весь предыдущий год Дима лично проводил десятки встреч каждую неделю и активно продвигал платформу по своему нетворку. Один клиент приводил второго, второй — третьего. Рост стал следствием системной работы с сетью контактов и рекомендациями.
Бизнес продолжает кратно расти каждый год.
Где сейчас и что дальше?
Сегодня 4dev.com — стабильная платформа для выплат сотрудникам и фрилансерам в 150+ стран. Простота, прозрачные комиссии, автоматический документооборот и поддержка 30+ валют (включая USDT) — всё это привлекло более 1000 компаний. Команда развивает продукт дальше, планируя выход на новые рынки.
Формула роста от Димы:
— Разработка продукта исходя из глубокого и личного понимания потребности
— Запуск MVP как можно раньше
— Продажи с первого дня
— Вовлечённость фаундеров в продукт и продажи
— Качественный клиентский сервис
— Глубокое понимание контекста ICP – CFO и фаундеров
Что легко зафейлить?
— Разрабатывать финальный продукт без проверки гипотез на первых продажах — легко потратить все деньги, так и не дойдя до рынка
— Сделать «ещё один продукт, как у всех» — задавят опытные конкуренты
— Запускать бизнес в одиночку — сложно сфокусироваться на своих сильных сторонах и драйвить конкретную зону ответственности.
Минутка рекламы:))
Если у вас распределённая команда и вы устали от ручных выплат — попробуйте 4dev.com. Платежи в 1 клик и за 1 рабочий день, простой интерфейс, прозрачные комиссии и автоматический документооборот по международным стандартам.
⭐️ Записаться на бесплатную консультацию
Консультат подробно разберет с вами ваш кейс и поможет
#партнерскийматериал
Самые быстрорастущие российские финтех-проекты в 2025 году
Пусть сегодня будет день финтеха на The Edinorog. Ребята из Smart Ranking (@AgencySmartRanking) на днях выкатили свой рейтинг финтех-компаний по итогам 2025 года. А я попросил у них данные о самых быстрорастущих компаниях — они на картинке.
Там есть нюанс. В отчете они использую специальную формулу с поправочным коэффициентом, чтобы избежать эффекта низкой базы. Компания должна показать не только рост относительно своих показателей, но и высокий прирост относительно медианного значения по всей выборке. Так что в топ-10 компании отранжированы не по росту выручку, а по итоговому баллу.
Если смотреть на весь рейтинг, то самые большие там:
1️⃣ «ЮMoney» + «ЮКасса» — 27,55 млрд рублей (+15,9%)
2️⃣ Saby («Тензор») — 22,1 млрд рублей (+26,5%)
3️⃣ Benzuber — 16 млрд рублей (-1,3%)
4️⃣ «Банки.ру» — 13,9 млрд рублей (+14,1%)
5️⃣ «Сравни» — 13,2 млрд рублей (+18,2%)
«ЮMoney» занимает почти десятую часть всей выручки топ-100 компаний. А еще в Smart Ranking отмечают эффект «длинного хвоста»: компании с 11 по 100 место в сумме занимают около 50.1% рынка. Их доли рынка не превышают 1-2%.
Если говорить про сегменты, то самая большая доля рынка у платежных сервисов — 21,9% рынка (63,7 млрд рублей, +23,4%). На втором месте сегмент разработчиков и платформ (55,2 млрд рублей, +9,7%). На третьем — личные финансы (39,9 млрд рублей, +10,33%).
Быстрее всего рос сегмент переводов средств — +40,55%. А вот хуже всего — сегмент B2B-сервисов (+5,89%).
Если вам интересно погрузиться в нюансы финтех-рынка, то Smart Ranking еще выложил вебинар по итогам рейтинга, где с экспертами обсуждают нюансы и тренды.
P.S. Обещаю научиться с помощью AI делать красивые инфографики. Я пробовал с ChatGPT, но что-то не пошло в этот раз — пришлось руками
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
🚀 Как привлекать инвестиции в бизнес в 2026 году?
🚀 Где искать инвесторов?
🚀 Какой стартап делать, чтобы он точно залетел?
Об этом и не только будут говорить 24 марта на Venture Day — конференции для стартапов, бизнеса и инвесторов.
7 спикеров за 5 часов расскажут, как привлекать инвестиции, выстроить бизнес с нуля до миллиарда и создать компанию, в которую хотят инвестировать:
Степан Родионов — основатель и СЕО Adesk — облачной системы финансового учета для малого бизнеса. Привлекал инвестиции в стартапы в России и США.
Николай Давыдов — сооснователь инвестиционного фонда Davidovs VC, активно инвестирует в AI.
Дмитрий Крутов — основатель Skillbox, построил самый быстрорастущий проект в EdTech, вышел на миллиардную выручку, закрыл сделку с Mail ru Group (VK).
Саид Абакаров — M&A и стратегические инвестиции в Яндекс. Ранее в VTB Capital и KPMG. Более 15 лет в инвестициях и корпоративных финансах
Виктор Поздняков — глава стратегических инвестиций Т-банк. Проводит сделки со стартапами из FinTech и EdTech.
Кирилл Тишин — партнер KAMA FLOW — инвестиционной компании, управляющей 5 фондами от seed до late VC общим объемом свыше 15 млрд рублей.
Михаил Токовинин — в 2009 году без сторонних инвестиций создал amoCRM — лучшую CRM-систему для малого и среднего бизнеса. Сегодня amoCRM пользуются десятки тысяч компаний по всему миру.
А еще будут питч-сессии стартапов и нетворкинг — на площадке соберется 2500 участников, так что уйти без полезных знакомств просто невозможно.
💜 Приходите перенять опыт практиков и просто классно провести время в компании тех, кто вас понимает.
Бесплатная регистрация по ссылке →
#партнерскийматериал
Большой недельный пост 🎉
Что-то какая-то судебная неделя выдалась — и Галицкий с Almaz, и Sk Capital. Но хоть на выходных можно выдохнуть и почитать/посмотреть интересное из нашего большого недельного поста. А вот, кстати, и он!
1️⃣ Документальный фильм про российских спецов, которые работают в крупных мировых разработчиках игр — ссылка
2️⃣ Статья T-Invariant (признан иноагентом) про то, как болгарские ученые покупают место в топовых журналах через Москву — ссылка
3️⃣ Пост Дмитрия Спиридонова про вредную иллюзию фаундеров о том, что их в команде все понимают — ссылка
4️⃣ Как война в Иране может негативно сказаться на AI (и не только) из-за сложностей с гелием — ссылка
5️⃣ Разработчики Pokemon Go сначала собрали базу локаций, а теперь учат по ней роботов точно навигации — ссылка
6️⃣ Как Anthropic хитрит с цифрами, заявляя на публике о $14-19 млрд, а в суде о $5 млрд за все время — ссылка
7️⃣ Видос Дениса Кутергина (YouDo) про то, как достигать целей — ссылка
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
📝 История Delve: участников Forbes 30 до 30 опять заподозрили в мошенничестве
У стартапа Delve и его основателей Селин Кочалар и Каруна Каушика много достижений. И попали в рейтинг «Forbes 30 до 30» 2026 года в номинации AI, и в Y Combinator, и раунд подняли по оценке $300 млн. Теперь их обвиняют в том, что весь их бизнес — фейковый.
Кочалар и Каушик, которым сейчас 21-22 года, выходцы из MIT. Там они начали делать бизнес в 2023-м. Изначально хотели сделать медицинского AI-помощника для автоматизации ведения клинических записей. Но не пошло и сделали пивот — занялись комплаенсом.
Грубо говоря, это проверка компании на соответствие законам и стандартам, нормам безопасности, нужным технологиям и так далее. Обычно это требуют перед продажей компании или перед крупным контрактом.
И основатели Delve решили проводить комплаенс с помощью AI. Зимой 2024-го они попали в Y Combinator, а глава YC Гарри Тан их позднее называл топ-стартапом YC. В январе 2025-го они привлекли seed-раунд на $3 млн, а в июле того года — уже $32 млн по оценке $300 млн. На сайте YC указано, что Delve помог уже более 1500+ компаниям. В общем, все у них неплохо.
Но на днях анонимный автор DeepDelver опубликовал на Substack огромный документ о деятельности Delve. Изданию TechCrunch DeepDelver заявил, что он является сотрудником уже бывшего клиента компании. А анонимность он и его соавторы решили сохранить из-за опасений мести со стороны Delve.
Так в чем же мошенничество?
Если очень кратко, то DeepDelver утверждает, что Delve не помогали ни с каким комплаенсом. А просто подсовывали компаниям готовые отчеты. Потом их смотрели аудиторы. Стартап в основном работал с двумя аудиторскими компаниями — Accorp и Gradient. Обе они из Индии с минимальным присутствием в США, пишет DeepDelver. И через них прошло подавляющее большинство клиентов за последнее время.
Как пишет DeepDelver, чтобы пройти комплаенс с Delve нужно просто тыкать на заранее заполненные формы и со всем соглашаться. При этом информация в этих формах может не соответствовать действительности.
Интересно, как началась эта история. В декабре клиенты Delve получили письмо от анонимного отправителя, в котором была таблица с отчетами сотен клиентов Delve. И отправитель отмечал, что они идентичны. Компания подтвердила тогда утечки, но сказали, что это ни чем не угрожает.
Авторы расследования стали разбираться и нашли сотни идентичных отчетов. Даже грамматические ошибки повторялись.
Среди клиентов Delve был, например, Lovable. И стартап хвастался этим клиентом на своем сайте. Но, как пишет американский Inc, в конце 2025-го Lovable сменил поставщика, а с сайта Delve исчезли все упоминания о клиентах. Inc пишет, что и другие клиенты сервиса уже публично заявили, что меняют поставщика и заказывают независимый аудит.
А что про это думают в Delve?
Они опубликовали свой ответ на расследование. Они пишут, что не готовят фейковые отчеты для компаний. Они предоставляют им шаблоны. Да, предзаполненные. Но это, мол, примеры. А компании сами должны отвечать за то, что там написано. Про аудиторов написали, что они работают с большим количеством аудиторов, все сертифицированные. И клиент сам может выбирать, с каким аудитором работать.
Авторы расследования считают, что Delve так снимает с себя ответственность и перекладывает ее на клиентов. И при этом в компании не ответили на многие обвинения, которые есть в расследование.
Кстати, в названии нынешнего расследования указано, что это первая часть. Так что, похоже, можно ожидать и вторую.
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
Telegram погасил облигации 2021-го года, умер владелец OnlyFans, уголовка за тайный майнинг крипты, Wildberries полноценно запустил такси в Ташкенте, сервис такси Wheely запустился в Нью-Йорке
🦄 Доброе утро, наши маленькие любители единорогов!
💲 Telegram полностью погасил облигации, выпущенные пять лет назад, написал Павел Дуров в своем канале. По его словам, с 2021-го года они разработали «инновационную стратегию монетизации» и достигли прибыльности в 2024 году. «В результате наш новый выпуск облигаций в прошлом году был переподписан», — пишет Дуров. Пять лет назад были новости о двух выпусках облигаций — на $1 млрд и на $750 млн. А в 2025-м Дуров говорил, что владельцы старых облигаций на $950 млн обменяли их на новые.
😢 Умер владелец OnlyFans Леонид Радвинский, пишет Reuters. Ему было 43 года. Представитель компании говорит, что он долго боролся с раком. Как отмечает Reuters, теперь остается вопрос, кто будет владеть OnlyFans. С 2024-го года он владел акциями через LR Fenix Trust. А последнее время были разговоры о продаже. В январе были новости, что инвесткомпания Architect Capital может купить 60% за $5,5 млрд. Но случилась ли эта сделка, непонятно.
👮♀️ Минюст предлагает ввести уголовную ответственность за незаконный майнинг крипты — без включения в реестр, пишут «Ведомости» со ссылкой на источники. Говорят, что это нужно для пресечения нелегальной деятельности в этой сфере и изъятия незаконно полученных доходов. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что, по данным ФНС, майнить крипту могут около 50 000 физических и юридических лиц, но вот в реестре только 1489 субъектов.
🚕 Wildberries полноценно запустил свой сервис такси в Ташкенте, пишет Kursiv. Анонсировали его еще в ноябре, но сначала он был доступен только сотрудникам, а потом по инвайтам. Еще в начале 2025-го WB запускал пилотный проект такси в Беларуси. Были новости и про запуск в России в 2026-м. Но в компании тогда сказали, что сконцентрированы пока на других странах. А развивает это направление в WB бывший глава сервиса такси Gett Анатолия Сморгонского.
🚖 И раз уж заговорили про такси, то сервис премиальных такси Wheely Антона Чиркунова запустился в США, в Нью-Йорке, пишет Bloomberg. Еще он работает в Лондоне (там штаб-квартира), в Париже и Дубае. Когда-то работал и в Москве. Еще во время пандемии он отказался передать властям данные о поездках, поэтому суд приостановил работу сервиса. А в 2022-м Роскомнадзор внес сайт Wheely в список запрещенных, потому что компания не хотела открывать представительство в России.
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
🧑⚖️ Инвестора Александра Галицкого и его фонд Almaz Capital признали экстремистским объединением
Тверской районный суд Москвы признал Александра Галицкого и фонд Almaz Capital Partners экстремистским объединением, пишет РБК. О том, что Генпрокуратура подала соответствующий иск стало известно 11 марта. Сегодня было второе заседание по этому делу.
Как передает РБК, судья запретила деятельность Александра Галицкого на территории России в связи с осуществлением экстремистской деятельности. А еще суд обратил в доход государства имущество Галицкого на 8 млрд рублей — квартиру в Москве, пять машино-мест, дом в Подмосковье и 7 млрд рублей на счетах.
Галицкий был на обоих заседаниях.
«Против меня фабриковали дело, и сейчас продолжают это делать. Я не буду показывать документы того, над чем я работал в этой стране, потому что вам это неинтересно. Вам интересно только то, о чем вы говорите. Я вкладывал в компанию «Яндекс» — организация тогда становится экстремистской? Вы пользуетесь Wi-Fi, который я создал, VPN, который я создал. Вы пользуетесь экстремистскими вещами?», — приводит его слова РБК.
SpaceX и Tesla будут сами делать чипы, Илона Маска признали виновным в введении в заблуждение инвесторов Twitter, ФАС и Минпромторг взялись за Wildberries и Ozon, у Wink не зашел книжный сервис
🦄 Доброе утро, наши маленькие любители единорогов!
💲 Илон Маск решил делать чипы самостоятельно. Он анонсировал проект Terafab, который будет делать чипы для AI, роботов, беспилотных авто, дата-центров в космосе и так далее, пишет Bloomberg. Это совместный проект Tesla и SpaceX, куда теперь входит и xAI. Маск говорит, что нынешняя индустрия чипов очень медленная и не сможет обеспечить его проекты нужным количеством чипов. Ну, Nvidia, берегись!
🧑⚖️ И раз уж заговорили про Маска. Присяжные признали, что он ввел в заблуждение инвесторов Twitter в 2022 году, когда покупал его. Маск вел переговоры, а потом вдруг заявил, что приостанавливает их, потому что в Twitter очень много ботов. Суд считает, что Маск так сделал специально, чтобы снизить стоимость акций Twitter. В итоге, Маск купил Twitter по цене около $33 за акцию, хотя в тот момент цена была около $54.
📝 ФАС и Минпромторг взялись за Wildberries и Ozon. ФАС обязала их устанавливать «экономически обоснованные» комиссии для российских и иностранных продавцов. А еще маркетплейсы должны обеспечить «добровольность и отсутствие ущемления интересов» продавцов и не инвестировать в их товары без их согласия. А Минпромторг предложил маркетплейсам перестать вмешиваться в цену товаров. Мол, скидки на товар должны устанавливать продавцы, а не площадки.
📚 Медиасервис Wink (принадлежит «Ростелекому») решил закрыть книжный сервис «Wink Книги», который запустили полгода назад, пишет РБК. По словам директора Wink Максим Петровский, там сложный рынок с игроками-мополистами, узкая аудитория, высокая стоимость привлечения. «Короче говоря, дальше решили не развивать. Но с книжным контентом придумаем кое-что другое», — написал Петровский в своем Telegram-канале (сейчас сообщение удалено). В общем, не пошло у них с книгами. Кстати, в мае прошлого года Wildberries тестировал свой книжный сервис. И что-то про него с тех пор не слышно.
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
Шаурма на миллиард: продолжаем разбираться с цифрами сети «Безумно»
На днях у меня был пост с вопросами к статье на сайте «Инка» про сеть шаурменных «Безумно» с выручкой 1,3 млрд рублей в год. Цифры в тексте не бились с цифрами на их сайте. Со мной связался сооснователь Евгений Голов и дал пояснения.
Напомню, что у меня, например, не сходились данные по средней чистой прибыли филиала. Если рассчитывать по данным на сайте «Инк», то выходило около 333 тысяч рублей в месяц. А на сайте «Безумно» говорится о 573 685 рублях.
Ответ прост — на сайте неправильные данные.
«По сайту - есть грешок, как говорится. Данные реальные там, однако они объективно устарели. Средняя чистая прибыль 573 685 рублей была посчитана, когда первые партнеры только открывались. Соответственно, там участвовала своя сеть, а она работала на тот момент уже давненько и очень эффективно. Цифры реальные, но они по большей части взяты с собственных точек», — объясняет Голов.
«Мы дистанционно незнакомым людям по телефону или по зуму не продаем франшизу. У нас есть тестдрайв 3-дневный, где мы кроме того, что отбираем "своих" партнеров, так еще и показываем все цифры финмодельки и все вопросы разбираем. Так что все люди, кто становится нашими франчайзи, безальтернативно прошли через тестдрайв и 100% знали и владели всеми цифрами и информацией по всем успехам и неуспехам нашей сети», — говорит Голов.
«Я, честно, не придавал такой важности и критичности сайту, но этот кейс показал, что нам уже это непозволительно», — говорит Голов.
Неоднозначные финитоги VK, инвестор Галицкий отрицает обвинения в суде, Роскомнадзору не хватает мощностей для блокировок (но он не согласен), основатель Miro собирает в штат предпринимателей, оценка Kalshi выросла вдвое за несколько месяцев, бум рекламы в Telegram
Доброе утро, наши маленькие любители единорогов!
📊 VK отчитался о финитогах за 2025-й год. Выручка выросла на 8% (160 млрд рублей), чистый убыток сократился в 3,7 раза (25,4 млрд рублей), долг уменьшился вдвое (82 млрд рублей). Но есть нюансы. Издание The Bell (признано иноагентом) пишет, что основной бизнес почти не растет. Выручка от рекламы выросла на 2%, платежи от пользователей — с 22 до 23 млрд рублей, выручка от edtech — с 6 до 7 млрд рублей. При этом VK режет расходы — на контент и выплаты партнерам (с 53 до 43,6 млрд), на маркетинг (с 22 до 17 млрд). А еще у VK была допэмиссия на 112 млрд рублей. Покупателями стали структуры, связанные с нынешними владельцами.
🧑⚖️ Состоялось первое заседание по делу Александра Галицкого и его фонда Almaz Capital — прокуратура требует признать их экстремистами. ТАСС передает, что Галицкий назвал все материалы представленные в суд «неправильными и не соответствующими истине». По его словам, он не управляет фондом, с 2022 года не имеет акций фонда. Последний раз Almaz инвестировал в компанию с украинскими основателями в 2021 году через свой третий фонд, но он к нему не имеет отношения. Новое заседание назначили на 23 марта.
🤷♂️ Роскомнадзору не хватает мощностей для ограничения доступа к запрещенным ресурсам, пишет Forbes со ссылкой на источники. Вроде как средства для фильтрации трафика перегружены и не справляются с блокировками. И поэтому у пользователей иногда появляется доступ к заблокированным или замедляемым ресурсам. В Роскомнадзоре заявили, что это «не соответствует действительности». Правда, не стали объяснять, почему появляется доступ.
🤝 Основатель Miro Андрей Хусид рассказал, что они сменили HR-концепцию и стали брать на работу предпринимателей, пишет Business Insider. По словам Хусида, за последние 2,5 года у них в команде появилось 40 предпринимателей — некоторые после покупки стартапов. Типа в эпоху расцвета AI именно они могут помочь компании выйти в лидеры. По словам Хусида, предприниматели требуют меньше руководства и лучше справляются с неопределенностью.
💲 И про популярность сервисов ставок на события. WSJ со ссылкой на источники пишет, что сервис Kalshi поднимает около $1 млрд, а лид-инвестором выступает Coatue Management. Самое интересное оценка — $22 млрд. При этом в декабре у них был раунд по оценке $11 млрд. Выросла вдвое за несколько месяцев.
📈 А еще в Telegram бум рекламы — выросла на 50% год к году. Пир во время чумы.
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
О мой питч — 274
Интересно, а такие проекты, как сегодняшний, есть для взрослых? Чтобы сесть, отключить телефон и помастерить что-нибудь. Пойду погуглю. А от вас ждем в комментах ваше мнение про проект.
Эра Инженеров
Что делают: «Эра Инженеров» — франшиза сети школ по инженерии и робототехники для детей. В отличие от классических кружков робототехники на конструкторах, здесь дети собирают реальные устройства с нуля, работают с электроникой, пайкой, инструментами, 3D-моделированием и программированием. Ключевая особенность продукта - каждый ребенок делает собственный проект и забирает готовое устройство домой. С 2018 года в сети обучилось уже более 10 000 учеников. Открыто более 70 школ, в разных городах.
Презентация: ссылка
Сколько нужно денег: 1 323 236 ₽
Контакт основателя: @rp_era_ingenerov
Напоминаю, что участники О мой питч получают грант на 400 000 рублей от Yandex Cloud Boost (условия гранта). Если вы тоже хотите грант, то все подробности есть по ссылке https://cloud.yandex.ru/cloud-boost
А теперь еще и грант на 50 000 рублей от Aiesa на их AI-сервис для работы с речью.
👉 Аукцион на участие в О мой питч
* Это сообщение не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
«Т-Технологии» покупают «Авто.ру» за 35 млрд рублей, Сергея Мацоцкого опять заочно арестовали, дело основателя iSpring скоро передадут в суд, «Леста» отсудила 150 млн рублей у организатора игровой выставки, 1С может провести IPO, Волож перевыполнил план по облигациям
Доброе утро, наши маленькие любители единорогов!
🛻 «Т-Технологии» покупают «Авто.ру» у «Яндекса» за 35 млрд рублей, пишет VC со ссылкой на сообщение компаний. Новым владельцем будет «Т-Авто», входящий в группу «Т-Технологий». Правда, надо еще получить одобрение регуляторов. О том, что «Т-Технологии» являются главным претендентом на актив, РБК писало в феврале. Один из источников говорил, что дороговато, но «Т-Технологии» видят, как встроить туда свои кредитные продукты.
🤷♂️ Сооснователя ИТ-интегратора IBS Сергея Мацоцкого опять заочно арестовали по делу о взятке, пишут «РИА Новости». Первый раз Мацоцкого заочно арестовали в июле 2025-го — здесь подробности. Но в сентябре дело против Мацоцкого вроде как закрыли в связи с его непричастностью. Сейчас ТАСС пишет, что дело опять открыли в том же сентябре. Правда, раньше Мацоцкого обвиняли в даче взятки, а теперь в получении двух взяток.
🧑⚖️ Раз уж заговорили про уголовные дела. Защита основателя iSpring Юрия Ускова получила обвинительное заключение, пишет его адвокат Матвей Цзен. По его словам, это означает, что ходатайства о прекращении уголовного дела отклонены и прокуратура в ближайшее время направит дело в суд. Про подробности этого дела я писал вот здесь.
🎮 И опять новости от «Лесты» — издателя «Мира Танков». Если пропустили, то ее национализировали в прошлом году. Сейчас одна из дочек «Лесты» выиграла суд на 150 млн рублей у организатора отмененной международной игровой выставки «Рэд Экспо — 2025», пишет РБК. В «Лесте» утверждали, что прежнее руководство компании использовало сделку для вывода средств со счетов компании, когда на них уже были наложены ограничения по иску Генпрокуратуры. В 2025-м году выставка не проводилась. Организаторы объясняли это тем, что лишились спонсора — «Лесты».
💰 1С рассматривает возможность провести IPO осенью этого года, пишет РБК со ссылкой на источники. Они уже преобразовались в АО «Группа 1С» и вроде как наняли консультантов. А сейчас упрощают структуру холдинга, в котором более 130 юрлиц. Правда, один источник говорит, что основной акционер все еще колеблется. Впервые в 1С заговорили об IPO аж в 2008 году.
🎉 А еще вчера была новость, что Nebius Аркадия Воложа задумал привлечь $3,75 млрд через облигации. Все, привлекли. Правда, $4 млрд.
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
🥊 Власти Китая не хотят отдавать «свои» AI-стартапы без боя
В декабре запрещенная в России Meta купила AI-стартап Manus за $2 млрд. Покупали они его как сингапурский, но буквально за полгода до этого он был китайским. И основатели там из Китая. Властям Китая эта сделка не понравилась, они начали расследование. И, судя по сообщениям СМИ, ситуация там накаляется.
Manus появился в начале 2025-го. Они разрабатывали AI-агентов, которые могут самостоятельно выполнять сложные задачи — писать код, анализировать данные, проводить исследования и так далее. В начале декабря они объявили, что достигли $100 млн ARR. И почти сразу случилась сделка с Meta.
О том, что власти Китая озаботились этой сделкой, стало известно еще в начале января. Тогда Financial Times писала, что власти устроили проверку на предмет незаконного экспорта технологий. Но, мол, это пока проверка, и до уголовного дела может не дойти. В конце января уже Bloomberg писал, что власти изучают сделку на предмет нарушений в сфере экспорта технологий, пользовательских данных, нацбезопасности и так далее.
А вчера в New York Times вышла статья про то, что правительство Китая уже пытается привлечь к ответственности причастных к этой сделке. Источники издания говорят, что чиновники вызвали представителей Meta и Manus, чтобы выразить свою озабоченность. А еще вроде как власти Китая пытаются ограничить возможность выезда руководителей Manus из Китая в Сингапур. Так что спускать на тормозах эту историю, похоже, не будут.
Так чей Manus — китайский или сингапурский?
Изначально Manus и его головная компания Butterfly Effect были китайскими. И весной 2025-го они привлекли раунд на $75 млн, где лид-инвестором был американский фонд Benchmark. При нынешних отношениях между США и Китаем это, конечно, довольно удивительно. И этот раунд вызвал критику в США — мол, финансируют противника.
А летом 2025-го Manus собрался и переехал в Сингапур вместе с головной компанией. При этом потеряли две трети сотрудников — было 120 человек, а после переезда осталось 40. И получается, когда Meta покупала Manus, то он уже был сингапурским.
Но, похоже, власти Китая не согласны с таким раскладом. И, возможно, нынешняя история будет показательной, чтобы у других стартапов не было желания «отмывать» своей проект через Сингапур.
Кстати, про стремительный рост проекта. Выглядит, конечно, круто — замутили стартап, через несколько месяцев подняли $75 млн по оценке $500 млн, а через девять месяцев продались за $2 млрд. Красота! Но у основателя есть предыстория.
Главным основателем Manus является Сяо Хун (Xiao Hong), он там был гендиректором. Себя он называет Red Xiao. Так вот Сяо Хун еще в 2015-м году замутил компанию Nightingale Technology, которая занималась AI-ассистентами для бизнеса. Инвестором там была Tencent.
В 2022-м Сяо Хун стал делать Monica AI. Этот проект делал AI-ассистента для браузера, который агрегировал разные LLM. И он вроде как вышел из этого проекта в 2024-м.
И вот только потом он замутил Manus. Так что может проект и стрельнул за девять месяцев, но до этого у чувака было 10 лет опыта в этой сфере.
Вы за кого в этом споре?
👍 — За Китай! Нельзя так вывозить стартапы!
🦄 — За стартап! Они красавцы!
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
Кремлю неизвестно о контактах властей с Telegram, Nebius собирает деньги на дата-центры, Илон Маск опять перенес дату анонса Tesla Roadster 2, проблемы сервисов ставок на события, глава Krafton сплоховал из-за ChatGPT
🦄 Доброе утро, наши маленькие любители единорогов!
🤷♂️ Кремлю неизвестно о любых контактах властей с руководством мессенджера Telegram по вопросу блокировки. Об этом, как пишет РБК, журналистам заявил представитель президента Дмитрий Песков. Неделю назад Песков говорил, что для избежания блокировок Telegram нужно «выполнить положения законодательства Российской Федерации, быть на гибком контакте с нашими властями и найти вариант для решения этих проблем, которые стоят».
💲 Nebius Аркадия Воложа задумал привлечь $3,75 млрд через конвертируемые облигации, пишет VC со ссылкой на заявление компании. Один выпуск будет на $2 млрд до 2031-го года, а второй — на $1,75 млрд до 2033-го. Деньги нужны для строительства дата-центров и покупки оборудования. На днях Nebius рассказал о том, что Nvidia вложит в него $2 млрд, а еще о мега-сделке на $27 млрд с запрещенной в России Meta.
🛻 Илон Маск снова перенес анонс Tesla Roadster 2. В ноябре он писал, что покажут 1 апреля. А теперь в X он назвал новую дату — «возможно в конце апреля». Фишка в том, что Tesla Roadster 2 впервые показали в 2017-м, а в 2020-м должны были начать отгрузки. Но вот с тех пор все переносят и переносят дату финальной презентации. В октябре Сэм Альтман психанул и потребовал назад свою предоплату в $45 000, которую он внес аж в 2018-м году.
🧑⚖️ У крупнейших сервисов ставок на события опять проблемы. Kalshi впервые столкнулся с уголовным делом в Аризоне, США. Там компанию обвиняют в нелегальном гемблинге. Обвинение говорит, что может они и называют это предсказаниями, но по факту это ставки. А вот Polymarket суд запретил в Аргентине. Провайдерам сказали блокировать доступ к сайту, а Apple и Google — удалить приложения из их магазинов.
🤣 И вот еще забавный кейс. Южнокорейская Krafton купила в 2021-м игровую студию за $500 млн. Как пишет VC, все шло к тому, что из-за роста выручки основателям студии нужно было бы доплатить еще $250 млн. Но глава Krafton платить не хотел. Юристы ему не помогли, тогда он пошел к ChatGPT — тот посоветовал просто уволить основателей купленной студии по надуманному поводу. В итоге, основатели пошли в суд и выиграли его, а еще им дали больше времени для получения бонуса. На ChatGPT надейся, а сам не плошай!
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
🤬 Как пользователи Polymarket угрожали журналисту, чтобы тот поправил статью
Журналист израильского издания The Times of Israel Эмануэль Фабиан 10 марта опубликовал статью о том, что одна иранская ракета упала на территории Израиля. Ну, написал и написал. Даже видео приложил. Но потом столкнулся с угрозами от пользователей сервиса Polymarket с требованием изменить свой репортаж.
Polymarket, как и другой популярный проект Kalshi, это сервисы ставок на события. Они в последние пару лет стали прям очень популярны. События могут быть разные — упадет ли курс биткоина, кто выиграет в футбольном матче, введет ли США войска в Иран. Такие предсказания пользователей вроде как лучше помогают понять настроения людей, чем опросы и исследования.
Сначала Фабиан получил одно письмо от неизвестного чувака. Он просил поправить статью — мол, упала не ракета, а осколок. И вроде как официальные ведомства не подтверждают падение ракеты. На это Фабиан объяснил, что есть видео со взрывом. И от обычного осколка такого взрыва быть не может. Тем более у журналиста эта информация была от военных.
Потом Фабиану написал еще один чувак с таким же запросом и стал настойчиво просить изменить текст статьи. Но журналист не понимал, почему столько внимания к такому нюансу. Затем пошли сообщение в Discord, комменты в X. Все пытались добиться от него, что упал осколок, а не ракета.
Он стал изучать профили тех, кто пишет ему в X, и понял, что они делают ставки на Polymarket. И нашел на сайте вопрос о том, будет ли 10 марта удар Ирана по Израилю. Но там был нюанс — если все ракеты сбиты и упал только осколок ракеты, то за удар не считается.
Сумма ставок в этом вопросе превышала $14 млн. И статья Фабиана очень портила ситуацию тем, кто ставил на «нет». Вот они и требовали, чтобы он изменил текст.
К нему даже обратился журналист другого издания — типа родственник попросил поправить. Родственник даже обещал деньег, если получится поменять текст. Этот журналист не знал причин такой просьбы. Тогда Фабиану пришлось объяснить про Polymarket и ставки.
Еще стал расходиться дипфейк, где Фабиан в ответ на одно из писем якобы признает ошибку и обещает поменять текст. А под конец журналисту стал писать чувак и угрожать ему, его семье. Мол, богатые люди недовольны, что из-за его эго они потеряют много денег. И если не изменит текст, то ему стоит переживать за свою жизнь, своих родителей, братьев и сестер.
Фабиан ничего не поменял. Пошел в полицию, и там начали расследование.
А что Polymarket? Там сначала прокомментировали так:
«Polymarket осуждает преследование и угрозы в адрес Эмануэля Фабиана или кого-либо еще. Такое поведение нарушает наши условия обслуживания и не имеет места ни на нашей платформе, ни где-либо еще. Рынки прогнозов зависят от честности независимой журналистики. Попытки оказать давление на журналистов с целью изменить их репортажи подрывают эту честность и сами рынки».
WB хочет прикупить авиакомпанию, рекордный контракт Nebius с Meta, в России взялись за суперкомпьютеры, родственники президент Аргентины могли получить деньги за рекламу криптоскама, Nvidia прогнозирует $1 трлн от продажи AI-чипов
🦄 Доброе утро, наши маленькие любители единорогов!
✈️ Wildberries хочет прикупить авиакомпанию — они направляли предложения ряду перевозчиков, включая Nordwind и Azur Air, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники. Про Azur Air писал и канал «Авиаторщина». По данным «Коммерсанта», Nordwind предложение рассматривать не стали, а с Azur Air вроде как не сошлись в цене. При этом в самом Azur Air говорят, что переговоры о продаже не ведутся. Зачем WB авиакомпания? У них же есть туроператор Fun&Sun, которому нужны дешевые авиабилеты.
💲 Nebius Аркадия Воложа договорился с запрещенной в России Meta о контракте на $27 млрд, пишет Bloomberg. И это вроде как у Meta крупнейший контракт. Nebius будет предоставлять ей доступ к инфраструктуре для развития AI-моделей. Сначала закупят доступ на $12 млрд, а в течение пяти лет докупят еще на $15 млрд. Акции Nebius вчера скакнули почти на 15%.
📝 В России взялись за развитие суперкомпьютеров — соответствующую дорожную карту подписал премьер Михаил Мишустин, пишут «Ведомости». Согласно этой карте, до конца 2026 года должны провести полный аудит суперкомпьютерной инфраструктуры, оценить потребность в специалистах у промышленности и вузов, а потом доработать концепцию развития. Самые мощные суперкомпьютеры сейчас у «Яндекса» и Сбера. Яндексовский самый мощный занимает 75 место в мировом рейтинге.
🤷♂️ Помните историю, как год назад президент Аргентины Хавьер Милей твитнул про мемкоин Libra. Его цена тут же взлетела на 2000%, но почти сразу рухнула на 95%. Куча людей потеряли деньги. Милей тогда заявлял, что не знал подробностей и просто хотел поддержать. А вот сейчас у издания El Destape вышло расследование о том, что Милей был на связи с создателями Libra. И вроде как даже была договоренность о выплате $5 млн родственникам Милея и посредникам. Правда, там было три уровня платежей при выполнении разных условий. А узнали это все из телефона крипто-лоббиста Маурисио Новелли в ходе криминалистической экспертизы.
💰 А еще Nvidia продолжает заявлять о рекордах. Пока, правда, планируемых. Как пишет Bloomberg, глава Nvidia Дженсен Хуанг прогнозирует, что компания в 2027-м году заработает на AI-чипах $1 трлн. Один триллион долларов!!! На 2026-м год он прогнозировать $500 млрд. Ну, посмотрим, насколько он точен в прогнозах.
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
Сооснователь Qiwi Сергей Солонин решил снова окунуться в финтех
Предприниматель Сергей Солонин, известный многим как сооснователь и долгое время гендиректор Qiwi, возглавит Mercuryo AI Labs. Об этом он написал в своем LinkedIn. Там он будет развивать инфраструктуру, чтобы AI-агенты могли расплачиваться друг с другом.
Солонин был гендиректором Qiwi почти восемь лет, но ушел с поста в январе 2020-го. Еще он довольно много инвестировал в стартапы, а в 2022-м начал создавать на Бали креативный город Нуану. Он им занимается до сих пор и вроде как там живут 5000 человек (по словам Солонина). Но вот решил вернуться в финтех.
Интересно, что он начал не свой проект, а присоединился к компании Mercuryo. Это сервис криптовалютных платежей. Его в 2018-м основали Петр Козьяков, Григорий Вайсман и Александр Васильев.
Я нашел информацию про два их раунда — 2,5 млн евро в 2020-м и $7,5 млн в 2021-м. В обоих раундах лид-инвестором выступал фонд Target Global. Информации про то, вкладывался ли в них Солонин, я не смог найти.
Почему он решил вернуться? Солонин объясняет свой новый интерес к финтеху так:
«Следующая волна платежей будет не между людьми. Она будет между агентами. Софт будет платить софту. Автономно. AI-агенты уже могут искать, сравнивать, вести переговоры, давать рекомендации. Но как только им нужно что-то оплатить, здесь всегда приходится вмешиваться человеку. Каждый раз. Вот в чем заключается узкое место. И оно огромно.
Поэтому я иду ва-банк. Сегодня я возглавляю Mercuryo AI Labs — компанию, создающую инфраструктуру для агентских платежей. Идея проста: дайте вашему ИИ-агенту виртуальную карту, установите правила расходования средств, позвольте ему совершать транзакции. Расчеты в стейблкоинах или фиатных валютах. Полный аудиторский след. Человек устанавливает правила, агент выполняет».
Суд отменил решение по делу PayQR, а параллельно уволили судей, «Яндекс» может сократить до нескольких сотен человек, из xAI Илона Маска ушли еще два сооснователя, основатель Rivian занялся роботами, Иран осваивает AI-дипфейки
🦄 Доброе утро, наши маленькие любители единорогов!
🧑⚖️ Кассационная инстанция отменила решение Апелляционного суда по делу ООО «Фит» (PayQR) против Сбера. Согласно решению, Сбер должен был выплатить 1,4 млрд рублей за использование похожего товарного знака. Предыстория здесь. «Коммерсант» отмечает несколько странностей — рассмотрение дела перенесли с 22 апреля на 13 марта, а еще к делу присоединилась прокуратура. Параллельно, как пишет РБК, лишены статуса судей председатель 9-го арбитражного апелляционного суда Сергей Седов и судья того же суда Борис Стешан. Как раз тройка судей во главе со Стешаном приняла решение о выплате 1,4 млрд рублей.
🚪 «Яндекс» может закрыть отдельные бизнес-направлений в этом году и сократить в них штат, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники. Вроде как в направлении «Поисковые сервисы и ИИ» могут сократить до нескольких сотен человек и оптимизировать некоторые департаменты. Источник «Коммерсанта» говорит, что это направление показало одну из наихудших динамик среди всех вертикалей холдинга — прирост выручки составил 10%. В «Яндексе» говорят, что продолжают наем сотрудников и не планируют закрывать «бизнес-направления».
🧳 Из xAI Илона Маска ушли еще два сооснователя — Годун Чжан и Цзыхан Дай, пишет Business Insider. Изначально сооснователей было 12, теперь осталось трое, включая Маска. Причин ухода Чжан и Дай не назвали. А вот Financial Times пишет, что Илон Маск недоволен отставанием от OpenAI и Anthropic. Для проверки того, как работают сотрудники xAI, Маск вроде как привлек чуваков из SpaceX и Tesla. И вот по итогу уволил нескольких сотрудников и двух сооснователей. Может тогда не называть чуваков сооснователями, если их так легко можно удалить из компании?
🤖 Основатель разработчика электрокаров Rivian Ар-Джей Скариндж занялся роботами, пишет TechCrunch. Направление зародилось внутри Rivian, но с ноября 2025-го оно стала отдельной компанией Mind Robotics. И она уже успела привлечь сид-раунд на $115 млн в конце 2025-го и $500 млн несколько дней назад. Скариндж стал изучать роботов для заводов и понял, что все делают не совсем то, что нужно. Ну, вот и решил сам заняться ими, чтобы сделать как нужно.
🤷♂️ А еще нашлось неожиданное применение AI. Как пишет Reuters, Дональд Трамп обвинил Иран в том, что тот с помощью AI мутит дипфейки, чтобы искажать информацию о своих военных успехах. А в New York Times вышла большая статья про эти дипфейки, где они собрали примеры.
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
🧑⚖️ Иск к фонду Sk Capital на 320 млн рублей, который пугает венчурных юристов
Сегодня на канале @legalventurepro венчурного юриста Екатерины Захаровой вышло ее интервью с Екатериной Кватернюк, руководителем отдела юридического сопровождения M&A и корпоративных финансов Яндекса. Почитайте — там интересно про M&A в «Яндексе», про его разделение. Но меня заинтересовала вот эта цитата (она же на видео):
«Основная пугающая тенденция - это спор, публичный, наверное, все знают: иск РВК к Сколково-Венчурс относительно неудачной инвестиции. Если суд удовлетворит иск, это будет иметь чудовищные последствия для российского венчура. У нас забирают право на бизнес-ошибку. А венчур про это: уметь ошибаться в том числе. Это не значит недобросовестность, это суть венчура. Предпринимательский риск имеет тенденцию реализовываться. Надеюсь, суд внимательно рассмотрит дело и примет правильное решение, которое не погубит нашу сферу», — сказала Екатерина Квартенюк.
«В «Роснано» заявляют, что никак не связаны с этой компанией напрямую, хотя ее владелец и является товарищем в ДФВТ, которым управляет эта структура. Также доли «Роснано» не были направлены в эту компанию», — писало издание.