psy_factum | Blogs

Telegram-канал psy_factum - Psy_factum

26942

▪️Канал врача-психотерапевта, психиатра с 19-летним опытом Натальи Зайцевой ▪️КПТ, РЭПТ, DBT, доказательная медицина, цифровая психотерапия https://knd.gov.ru/license?id=6736e5057de0911509f17798®istryType=bloggersPermission

Subscribe to a channel

Psy_factum

Почему когнитивно-поведенческая терапия работает в формате переписки, а нет только при личном общении.

Этот пост будет полезен, даже если вы не собираетесь идти ко мне курсы.

Психотерапия определяется как разговорное лечение.

И даже если это телесно-ориентированная терапия (вопрос её эффективности опустим), то после работы с телом всё-равно идёт разговор. И именно во время него и делается терапия. А не во время всех этих поглаживаний и заземлений.

То есть для проведения психотерапии нужна речь.

В первую очередь речь клиента, а не терапевта. Потому что она неразрывным образом связана с его мышлением. А именно его мы и хотим изменить.

Но речь — это не только то, что мы говорим и слышим, но и то, что мы пишем и читаем.

И могу вам сказать, что с письменной речью работать гораздо проще. Потому что, как говорится, что написано пером, не вырубить топором.

Написанное хранится перед глазами, можно перечитывать, никогда не возникает проблем из серии «я этого не говорил(а), вам показалось», всегда можно увидеть и терапевту, и самому человеку, ответил он на вопрос или съехал с темы, где именно возник затык, что именно ответил и т.п.

Вот почему даже в очной терапии задания выполняются письменно, а в исследованиях регулярно мелькает информация, что терапия проводилась по e-mail.


Теоретические предпосылки

С точки зрения КПТ, мышление человека неоднородно, и в нём регулярно возникают автоматические мысли, произрастающие из наших глубинных представлений о себе, других людях и мире в целом.

Именно эти мысли (автоматические) связаны с нашими эмоциональными реакциями и поведением.

То есть автоматические мысли — это такой логистический узел нашей психической деятельности, который с одной стороны связан с нашими глубинными и не очень убеждениями, а с другой стороны — с нашими эмоциями и поведением.

Поэтому автоматические мысли — это ключ к пониманию себя и своей эмоциональной регуляции.

Они с одной стороны позволяют нам спуститься вглубь себя — к нашему прошлому опыту и выводам, которые мы сделали (это и есть убеждения) — и понять, почему мы такими стали.

А с другой стороны — изменить свои эмоциональные реакции и поведение.


Практические предпосылки

Практика и исследования показывают, что для решения проблемы депрессии, панических атак, тревожности, страхов, навязчивостей, посттравматического стрессового расстройства, не нужно спускаться на уровень убеждений.

Достаточно работать на уровне автоматического мышления.

То есть научить человека вылавливать автоматические мысли, которые связаны с его симптомами или с его проблемами, проверять их на предмет искажений, проверять степень их достоверности и генерировать альтернативные мысли.

Это делается с помощью специальных письменных упражнений. Даже если это очная терапия.

Вот почему КПТ можно делать в формате, в котором проходит наш курс «Сам себе психотерапевт: перезагрузка мышления».

Нам для получения хорошего результата совсем необязательно наблюдать за тем, как вы выглядите во время терапии. Нам достаточно умения читать, писать и отвечать на вопросы.

Я постаралась максимально подробно, но в то же время просто раскрыть причины эффективности цифровой КПТ, но если у вас остались вопросы, задавайте. Первый час после публикации я в комментариях.

P.s. Места на тариф с куратором закончились, поэтому в следующем посте расскажу подробнее про чат. Чтобы вы не думали, что хороший результат может быть только на индивидуальном тарифе.

Читать полностью…

Psy_factum

ОТКРЫВАЕМ НАБОР

на 10-недельный курс цифровой когнитивно-поведенческой терапии «Сам себе психотерапевт: перезагрузка мышления».

https://psyfactum.com/rebootingmind

Можно сказать, что это мой цифровой первенец, и я всегда жду и безумно люблю эту программу. Потому что в ней есть чат и ваши разборы, проверка домашних заданий и погружение в проблемы каждого участника.

Но по этой же причине мы не можем проводить этот курс слишком часто. Чаще, чем один раз в два года, не получается. Поэтому следующий поток не скоро.

И я честно скажу, я радуюсь, когда вы тоже начинаете любить этот курс и начинаете нам писать о том, какой он крутой и как вы не ожидали 😁

Нам с кураторами это настолько нравится, что мы делаем всё, чтобы вы из недоверчивых новичков превратились в преданных фанатов. И не останавливаемся на достигнутом, кстати.

Вот сейчас добавили в программу видеоуроки с подробными объяснениями и примерами, поговорили с участниками прошлых потоков и поняли, в каком режиме всё-таки лучше давать задания, пригласили ещё двух кураторов, сделали классные раздаточные материалы и рабочие листы.

Потому что нам не всё равно на вас, на то, что вы о нас думаете, и на ваши результаты.

Я записала видео с пояснениями для сайта, на котором будет вестись регистрация на курс, но если вам их будет недостаточно, вы можете написать свои вопросы под этим постом в комментариях.

Завтра расскажу вам подробнее о программе, какого рода проблемы вы там сможете решить и кому лучше выбрать тариф «Индивидуальный».

И, конечно, я буду благодарна участникам предыдущих потоков, если вы поделитесь своим опытом прохождения этой программы и результатами, которые получили.

Читать полностью…

Psy_factum

Получается так оно и есть.......
Сейчас мне 40 лет, мой ребёнок умер и больше детей я иметь не могу, усыновить тоже моральных сил нет........ друзей нет (ЭКО и смерть ребёнка не сильно сближающие ситуации)
И сейчас у меня как "этап дожития"
Просто работать,
Поэтому максимально хочется нагружать себя работой, чтобы приходить домой и просто засыпать от усталости, чтобы не было никаких мыслей в голове........

Читать полностью…

Psy_factum

Во вторник или в среду откроем продажи Курса «Сам себе психотерапевт: перезагрузка мышления».

Старт потока-2025 — понедельник, 7 апреля.

Это база когнитивно-поведенческой терапии.

На ней мы научим вас выявлять и менять негативные модели мышления, связанные с вашими страхами, симптомами стресса, тревоги, депрессии и других расстройств.

Эту программу мы не сможем проводить чаще, чем один раз в два года. Поэтому следующий набор на неё будет только в 2027.

Читать полностью…

Psy_factum

Что объединяет вместе клиент-центрированную терапию Роджерса (ещё могут говорить личностно-ориентированная терапия, терапия, ориентированная на человека),

гештальт-терапию Перлза,

эмпирическую терапию (??? если честно, я не знаю, что это за терапия),

транзактный анализ с его треугольником Карпмана,

экзистенциальную терапию,

недирективную/поддерживающую терапию?

Всё это методы гуманистического направления психотерапии.

Ключевой характеристикой этого направления является фокусирование на отношениях, которые складываются между психотерапевтом/психологом и пациентом/клиентом. Или, другими словами, на терапевтических отношениях.

В роли главных терапевтических элементов в этих методах выступает эмпатия, искренность, безусловное принятие и поддержка, позитивное отношение.

И если подумать логически, то выражение «психотерапевт лечит своей личностью» произросло именно из гуманистического направления. Во всяком случае моя логика подсказывает мне именно это.

Но, по ходу дела, гештальт всё-таки хуже КПТ и её элементов в плане лечения депрессии 😬

Возможно, потому что кроме терапевтических отношений, эмпатии и т.п. в «наших» методах есть и другие работающие элементы.

Читать полностью…

Psy_factum

В воскресенье закончился Курс по стрессоустойчивости, и начали приходить первые отзывы.

Когда следующий поток? Не знаю.

Просто хочу, чтобы слова участников были здесь и напоминали мне в сложные времена, что всё я делаю правильно. Ну может не всё, но многое.

Если честно, я не возлагала на эту программу больших надежд. А курс взял и оказался ого-го каким крутым. Таким глубоким и системным.

Правда был один факап с ботом, который мы подключили, и из-за этого возникла небольшая путаница с поиском материалов в некоторых модулях. Но в следующий раз мы, конечно, это исправим.


А ещё я хочу следующий поток провести с чатом. И курс по осознанности тоже с чатом сделаю. Может не всегда, но в следующий раз точно.

Мне не хватает общения с участниками всё-таки для моего полного удовлетворения.

Спасибо всем, кто участвовал в курсе🫶🏻 и вообще всем, кто проходит наши программы. Благодаря вашему доверию и вашим стараниям развивается цифровая психотерапия, и квалифицированная помощь становится доступной для людей, которые живут в населенных пунктах, в которых нет психотерапевтов. И для людей с весьма скромным достатком. Мне кажется, это неимоверно важно.

Читать полностью…

Psy_factum

Но больше всего меня бесит, когда пациентам/клиентам говорят: «вы сейчас просто не выдержите психотерапию, вы не справитесь с упражнениями, которые нужно делать, вы слишком слабы сейчас».

Что???

А может нужно уже научиться признавать и говорить правду?

«Я не умею справляться с такими симптомами, как у вас. Мне кажется я не выдержу психотерапию с вами. Буду нервничать и не знать, что с вами делать. Поэтому выберите лучше антидепрессанты. Они эффективнее, чем я».

Я права? Что думаете?

Читать полностью…

Psy_factum

А вы знали, что нельзя наступать на люк, а то не вырастешь?

А рот нужно закрывать, потому что в него может залететь ворона или гланды простудите и потом в больницу попадёте, уколы больнючие в попу будут делать.

Или когда вы взрослые, такие объяснения уже не прокатывают? Они же только для детей, которые ничего не понимают.

Правда я никогда не понимала зачем такую ерунду говорят детям. Ну неужели нельзя доносить какие-то правила без запугивания небылицами?

Ах, ну да! Это же сложнее: надо напрягаться, переходить на язык, который будет понятен ребёнку, что-то там объяснять, а иногда и самому или самой сначала понять, почему нужно так, а не иначе.

А то, что ребёнок учится связывать вещи, которые не связаны между собой, и у него формируется неправильное представление о мире, — так это всё загоны! Вырастет и сам всё поймёт. Ведь главное — результат. На люки не наступает, рот на улице закрывает.

А как вы относитесь к таким объяснениям? Как считаете, норм или стрём говорить подобное детям?

Читать полностью…

Psy_factum

❗️Объявление для тех, кто ждёт курс по страху, тревоге, беспокойству и курс по паническим атакам.

Я всю голову сломала, запускать эти курсы в ближайшее время или нет, и поняла, что не буду. Объясняю почему.

Эти курсы нужно обязательно проводить с демонстрационными разборами в чате и возможностью индивидуальной проверки домашних заданий для тех, у кого особо сложная ситуация.

Но проблема в том, что в апреле будет курс «Сам себе психотерапевт: перезагрузка мышления», потом летом Школа здорового сна, потом осенью Школа здоровых отношений.

И кураторы будут задействованы полностью там.

Провести параллельно ещё один курс с такой поддержкой просто нереально.

Каждый куратор тратит один день на проведение разбора в чате + четыре дня на проверку домашних заданий у своих подопечных и работу с ними над их ошибками. Сб, вс у нас выходные дни. Иначе мы все выгорим.

Поэтому курс по страху, тревоге, беспокойству и курс по паническим атакам переносятся на начало 2026 года.

Все, кто уже записался в лист ожидания на эти программы, получат самые выгодные предложения. Но позже, чем это планировалось.

Но если вы хотите наконец-то избавиться от страхов и тревожности, не стоит ждать так долго, и вам лучше уже в апреле идти на курс «Сам себе психотерапевт: перезагрузка мышления».

Это база КПТ для работы с любыми проблемами. В том числе и с проблемой тревоги и страхов. Я чуть позже подробнее расскажу об этом.

Читать полностью…

Psy_factum

В прошлом году мне психиатр диагностировал депрессивный эпизод лёгкой степени, а послал к нему гастроэнтеролог и невролог, т.к помимо того состояния, что описано в посте меня беспокоили бесконечные боли в животе и головные боли, это очень выматывало. Я очень люблю путешествовать, но мои поездки мне перестали давать то удовольствие и те эмоции, которое я получала раньше, я постоянно хотела спать, но проспав достаточное количество времени я вставала разбитой и уставшей. Я начала избегать общения со своими близкими, друзьями, не брала телефон, когда они мне звонили, потому что не хотела разговаривать. При всём этом был срах оставаться одной дома. Но я пыталась, честно пыталсь общаться, тащила себя за волосы чтобы встретиться с друзьями, но наши встречи и общение не приносили мне удовольствие, всё скатывалось к тому, что я стала какая-то нетакая и тд., почему-то друзья обратили на это внимание. Мне задавали вопросы, что случилось, а я не могла ответить, потому что не понимала своего состояния, начинала плакать и уходить от ответов. Сейчас я принимаю АД (эсцелатопрам) уже пол года и это небо и земля, что было тогда и сейчас, я как будто стала той, которая была раньше, пока ещё бывают моменты тревожности, но они стали не такими яркими, ушли ежедневные боли, случаются конечно, но оооочень редко и очень слабые. Но на фоне позитивной динамики у меня есть беспокойство, что после того, как я перестану принимать АД, моё состояние может вернуться, потому что некоторые мои мысли и убеждения не поменялись, я просто на таблетках, если это можно сказать, стала немного поху...том😂 я перестала зацикливаться на том, что меня раздражает и беспокоит, фокус начал смещаться с тревожных переживаний, что может случиться, на то, что происходит в данном моменте. Поэтому в дальнейшем хочется пойти в терапию, чтобы не пришлось возвращаться к таблеткам и достичь стабильности.

Читать полностью…

Psy_factum

Самый большой мета-анализ, в котором был проанализирован опыт более 50000 человек, показал, что другие методы психотерапии не менее эффективны, чем когнитивно-поведенческая терапия.

Нет никакой разницы, какой психотерапией лечить депрессию. Тот же гештальт или работа с треугольником Карпмана из транзактного анализа ничем не хуже.

Это желаемое для многих специалистов, которые работают не в КПТ. Теперь давайте поговорим о действительном.

Я уже писала выше, что этот мета-анализ включал в себя 409 исследований. Но вот исследований, в которых КПТ сравнивалась с другими методами психотерапии, было 87, анализировался опыт не 50+ тыс. человек, а 6480 человек. Из них 3148 человек лечились КПТ, 3332 лечились с помощью других методов психотерапии.

После того, как из анализа убрали исследования с высоким уровнем предвзятости, их осталось 24.

И да, действительно, после того, как ограничились только исследованиями с низким риском предвзятости, исключили всякие отклонения, особой разницы между методами уже выявить не удалось.

Но даже не это самое интересное. Самое интересное — это методы, которые сравнивались с КПТ:

▪️Поддерживающая терапия (это название конкретного метода, а не какая-то характеристика того, что делается во время терапии) — 22 исследования

▪️Межличностная терапия (и это тоже) — 9 исследований

▪️Психодинамическая терапия (не факт, что речь именно психоанализ, может быть краткосрочная психодинамическая психотерапия или что-то ещё из этого направления) — 7 исследований

▪️Поведенческая активация (это отдельный элемент, взятый из стандартной программы когнитивно-поведенческой терапии депрессии) — 10 исследований

▪️Методы третьей волны когнитивно-поведенческой терапии (я предполагаю, что это была или АСТ — терапия принятия и ответственности, или MBCT — когнитивная терапия на основании осознанности, но это лишь мои догадки) — 2 исследования

▪️Терапия решения проблем — 2 исследования

▪️Другая психотерапия (но что это за другая, не указано, тут может быть всё, что угодно) — 35 исследований

Какие именно исследования из этого списка отсеяли, непонятно. Но те, что остались, действительно не показали существенной разницы с КПТ.

Но, во-первых, выборка людей уже была меньше и непонятно, сколько их в итоге осталось в анализе.

Во-вторых, вполне возможно, что методы третьей волны КПТ и поведенческая активация входили в эти 24 исследования с низкой предвзятостью.

Поэтому делать вывод о том, что все методы одинаково полезны, не стоит. Он преждевременен. Но и игнорировать полученные результаты нельзя.

Это повод больше изучать другие методы и повышать качество исследований, чтобы потом сравнить и наконец-то найти ответ на вопрос, который мучает тысячи специалистов: гештальт также хорош, как КПТ, или всё-таки нет😁

Читать полностью…

Psy_factum

Вот почему я так дотошно объясняю, что обозначают термины.

Когда вы читаете, что КПТ эффективна для лечения депрессии, то речь идёт о конкретном методе, автором которого является Аарон Бек, и специальной программе, разработанной прицельно для лечения депрессии.

КПТ депрессии рассчитана где-то на 10-12 недель, и от других программ её отличают мишени, с которыми мы работаем:

▪️Когнитивная мишень — мысли о беспомощности, безнадёжности и собственной дефектности

▪️Поведенческая мишень — пассивность, бездеятельность

Именно эта программа самая исследованная, именно она входит в рекомендации, именно она в очередной раз подтвердила эффективность в этом мета-анализе.

И эти результаты не нужно распространять на все остальные методы когнитивно-поведенческого направления психотерапии. В том числе и на схематерапию.

Схематерапия — это не продолжение КПТ Бека.

Это скорее более узко специализированный вариант когнитивно-поведенческой терапии, предназначенный для лечения разных расстройств личности. Его разработал Джефри Янг на основании работ и исследований Бека, посвященных глубинным убеждениям.

Я знаю, что в настоящее время схематерапию пытаются активно использовать не только для лечения расстройств личности, но и комплексного посттравматического расстройства. Но есть одно но.

Это совсем юный диагноз. В международной классификации болезней он появился только несколько лет назад, в американской классификации dsm-5 его до сих пор нет.

Поэтому исследований, которые бы доказали эффективность этого метода для лечения комплексного ПТСР тоже нет. Или они есть, но их катастрофически мало для того, чтобы сделать выводы о том, помогает схематерапия в этих случаях или нет.

И если специалист говорит вам обратное, что всё доказано и тп, он выдаёт желаемое за действительное.

А ещё я хочу сказать вам одну вещь: если специалист использует в своей работе методы с доказанной эффективностью, то это совсем необязательно, что он придерживается доказательного подхода.

Потому что эффективность антидепрессантов тоже доказана, но это вовсе не обозначает, что врач, который их назначил, доказательный.

Читать полностью…

Psy_factum

Давайте проведём опрос. Я прошу участвовать в нём только тех, у кого когда-то была депрессия.

Читать полностью…

Psy_factum

Деление на эндогенную и экзогенную/психогенную депрессию сильно устарело, но почему-то старшее поколение преподавателей и специалистов мёртвой хваткой держится за него.

И учат этому молодое поколение. Но это, извините, диагноз для дискетки и пейджера.

Вопрос был с подвохом.

Просто я читала разные статьи и увидела там упоминание «эндогенной» депрессии, и мне стало интересно, много ли среди вас людей, которые носят устаревшие диагнозы.

Оказалось, что нет. Это радует.

Поэтому поздравляю всех, кому поставили диагноз депрессивный эпизод такой то степени тяжести. Ваш врач не живёт понятиями прошлого, поэтому можно надеяться, что и лечение норм назначит.

Хотите поговорить про психотерапию депрессии?

Читать полностью…

Psy_factum

Погодите, это я в лаптях. Сниму и давайте перемерим

Читать полностью…

Psy_factum

Рекомендации по выбору тарифа уже, наверное, нет смысла писать. Осталось семь мест на тариф «Индивидуальный».

Поэтому если вы рассчитывали на прохождение курса с куратором, лучше завершить оплату сегодня. Вероятнее всего, завтра вы уже не сможете этого сделать.

https://psyfactum.com/rebootingmind

Читать полностью…

Psy_factum

Мне кажется, самое страшное, что может произойти в жизни, — это пережить смерть своего ребёнка.

Как верно отметили в комментариях, об этом даже читать страшно.

Мой самый страшный страх.

И мне безумно жалко людей, которые пережили такую потерю. Это какая-то ужасная несправедливость и ошибка в мироустройстве. Так не должно быть. Родители не должны хоронить своих детей, но, к сожалению, они их хоронят.

Но если уйти от чисто материнских эмоций и обратиться к научным источникам, то вот, что мы знаем о тяжёлых потерях.

Смерть ребёнка действительно считается самой тяжелой потерей, на втором месте по степени удара — смерть супруга или супруги.

Поэтому реакция горя у родителей, потерявших детей, может быть особенно тяжёлой и перерастать в затяжное расстройство горевания. А это уже патология.

В норме адаптация к потере происходит в течение 6-12 месяцев. При затяжном расстройстве горевания адаптации не происходит, поэтому симптомы горя могут длиться годами.

И острое горе, и расстройство горевания можно спутать с депрессией. И она, кстати, тоже может развиться в ответ на потерю. Но лечатся эти состояния по-разному, поэтому их важно различать.

Острое горе — это не расстройство, поэтому лечить его не нужно. Людям в первую очередь нужна эмоциональная и бытовая поддержка близких людей и знакомых, наблюдение за физическим здоровьем, здоровый сон, здоровое питание, ласковое слово и возможность поговорить о том, что болит.

Расстройство затяжного горевания — это уже болезнь, но медикаментозно оно не лечится. Оно лечится специальной терапией длительного расстройства горя. Она прям так и называется.

Эта программа рассчитана на 16 сеансов и объединяет в себе приемы когнитивно-поведенческой терапии, межличностной терапии, мотивации и другие элементы, которые помогают устранить препятствия на пути адаптации к потере.

Если специалист не владеет этим методом, то можно использовать КПТ, когнитивно-поведенческую терапию на основе осознанности, терапию принятия и ответственности.

Депрессия лечится антидепрессантами (иногда добавляются другие препараты) и психотерапией. И если это КПТ, то там мы ищем мысли о безысходности, безнадёжности, беспомощности и собственной неправильности + делаем поведенческую активацию.

То есть у депрессии и горя разные цели и мишени терапии.

Надеюсь, что эта информация будет полезной тем, кто пережил потерю. Пусть эта информация будет моей поддержкой для вас.

Читать полностью…

Psy_factum

Что делать, если из-за депрессии нет ни сил, ни желания что-либо делать? Поведенческую активацию.

Это ключевой элемент лечения депрессии. Мы его делаем для того, чтобы в итоге появились силы и желание, а не после «стабилизации состояния».

Поведенческая активация — это один из элементов полной когнитивно-поведенческой терапии депрессии.

В последнее время он стал часто использоваться самостоятельно, в качестве отельного метода психотерапии.


В чём заключается суть активации.

Когда вы находитесь в депрессии, вы начинаете избегать активности.

За этим стоит рассуждение, которое кажется логичным, —

раз нет сил, их нужно накопить, восстановить, не тратить зря, потому что и так мало, нужно дождаться, когда организм сам захочет что-то сделать, а сейчас нужно отдохнуть и т.п.


Но на самом деле эта логика иррациональна и ошибочна. Она не приводит к желательному эффекту. Потому что депрессия — это не усталость, которая лечится отдыхом, и нужно делать противоположные действия.

То есть не копить силы, а тратить их на активность, которая имеет смысл для человека или приносит даже малейшее удовольствие. Причём делать это регулярно.

Такая деятельность планируется, ищется, тестируется, и всё этот сопровождается ведением дневника, в котором отражается и активность, и субъективная оценка настроения каждый день.

Пробовали, но не получилось? Обратитесь к психотерапевту. Есть нюансики. Это всё-таки вид краткой психотерапии, а не просто глобальная рекомендация, и её нужно делать под руководством психотерапевта или психолога, владеющих методом.


Что пишут в гайдлайнах:

В руководстве Национального института здравоохранения и совершенствования медицинской помощи Великобритании поведенческая активация рекомендована для людей с субпороговой, лёгкой и умеренной (средней тяжести) депрессии.

Но признаётся, что доказательства у полной КПТ и межличностной терапии более надёжные.


Что говорит последний систематический обзор кокрейн (2020):

▪️53 исследования, 5495 участников из 14 стран
▪️Охватывали 40 лет изучения поведенческой активации
▪️Продолжительность исследований от 4 до 16 недель
▪️В этих исследованиях поведенческую активацию сравнивали с отсутствием лечения, стандартным лечением, с фиктивным лечением, с приёмом лекарств, с пребыванием в листе ожидания и другими методами психотерапии (КПТ, КПТ 3-й волны, гуманистическая психотерапия, психодинамическая и интегративная).

Вывод, к которому пришли: поведенческая активация может быть эффективным и приемлемым методом лечения депрессии у взрослых в краткосрочной перспективе.

Поведенческая активация может быть более эффективной, чем гуманистическая терапия (гештальт, транзактный анализ и т.п.), лекарства и стандартное лечение. Она, видимо, также эффективна как и полная КПТ или психодинамическая терапия.

Уверенность в результатах умеренная или низкая, то есть по мере новых исследований выводы и отношение к поведенческой активации могут поменяться.

Из приятного. Последние исследования были более высокого качества, если побольше таких провести, уверенности в доказательствах может прибавиться.

Кстати, как вам такие посты с более академической, что ли, подачей? Вы их вообще читаете или нужно что-то попроще?

P.s. Первый час после публикации я в комментариях, это ваша возможность задать вопрос и получить от меня ответ.

Читать полностью…

Psy_factum

А как проходит ваше воскресное утро? Работаете или отдыхаете?

Читать полностью…

Psy_factum

Знаете ли вы, что такое гуманистическая психотерапия?

Вот представьте, вы хотите обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, заходите к нему или к ней на страничку в соцсетях и видите, что специалист работает в гуманистическом направлении психотерапии.

Может даже написано что-то из серии:

«гуманистический терапевт, бережно к эмоциям, терапия с человеческим лицом».

О чём подумаете в первую очередь? О каком методе или методах психотерапии? Какой помощи будете ожидать?

Читать полностью…

Psy_factum

Есть четыре причины, по которым человеку с депрессией могут быть назначены антидепрессанты (или другие препараты):

Причина 1. Человек не хочет лечиться психотерапией. Вообще или конкретно сейчас.

Возможно, он в неё не верит. Возможно, он пробовал, и ему не зашло. Возможно, нет времени. Возможно, сейчас у него на неё нет сил.

Причина отказа может быть любой. Главное — человек предпочитает лечиться медикаментозно. Это достаточное обоснование для того, чтобы лечиться препаратами.

И согласитесь «я не хочу лечиться психотерапией сейчас, у меня на это сейчас нет сил, мне сейчас сложно что-то воспринимать, может быть потом» — это не равно «вы сейчас не сможете воспринимать психотерапию, у вас сейчас нет ресурса, поэтому мы добавим её потом».

Но тут очень важно дать человеку достоверную информацию относительно сроков наступления улучшения (это 4-6, а может и 8 недель), о том, что это может произойти и позже, что возможно, нужно будет повышать дозу, а может и переходить на другой антидепрессант, и это может быть несколько раз.

Что могут быть побочные эффекты.

Что поддерживающая терапия длится 9-12 месяцев, и они начинаются от момента нормализации состояния, а не от момента начала приёма первой таблетки.

Что даже при соблюдении всех рекомендаций, может быть рецидив.

Что добавление когнитивно-поведенческой терапии может снизить его вероятность, но не исключить совсем.

Причина 2. Человек хочет лечиться психотерапией, но она сейчас недоступна.

Нет в доступе специалиста, нет денег на психотерапию.

Но эта проблема сейчас решается цифровой когнитивно-поведенческой терапией.

Причина 3. Тяжёлая форма депрессии.

Обычно люди с такой степенью тяжести лечатся стационарно. Имеется в виду госпитализация в психиатрическую больницу.

Причина 4. Человек начал получать психотерапию (в первую очередь когнитивно-поведенческую), но она не даёт ожидаемого улучшения.

И тогда мы добавляем препараты.

То есть не в хрустальный шар посмотрели и таро раскинули на первой консультации и поняли «нет, не справится», а реально попробовали, но поняли, что плохо идёт.

Читать полностью…

Psy_factum

В медицине до сих пор много суеверий, и пример с детьми, что они не вырастут, если будут наступать на люки, был не случайным.

В кабинетах врачей и психологов происходит плюс минус тоже самое.

Причём дети и люди, которые заболели, оказываются в одинаковом положении: они, как правило, не имеют образования, достаточного опыта и знаний, чтобы трезво оценить то, что им говорят.

«Мы сначала стабилизируем состояние препаратами, а потом добавим психотерапию» — решение, принятое на основании суеверия, что с помощью психотерапии невозможно «стабилизировать» состояние, что антидепрессанты «дают подпитку мозгу» и «восстанавливают» ресурс.

Из-за этого в головах людей психотерапия приобретает образ какого-то загадочного обряда, который с одной стороны слишком слаб для того, чтобы справиться с симптомами депрессии, и нужны антидепрессанты (мы же всё-таки депрессию сейчас на канале обсуждаем, если вы не забыли), но с другой стороны каким-то магическим образом должен раскопать причину депрессии, проработать её и устранить, чтобы она больше не возвращалась.

И получается, лечим депрессию антидепрессантами, а её причину ищем и устраняем с помощью психотерапии. И это одно из самых популярных и самых бредовых суеверий в психиатрии.

И психотерапия (когнитивно-поведенческая, а не вся подряд), и антидепрессанты являются равнозначными способами лечения депрессии приблизительно с одинаковыми результатами в краткосрочной перспективе.

В отдалённой перспективе психотерапия (КПТ) даёт меньше откатов, рецидивы депрессии случаются в меньшем % случаев в группе людей, которые получали её.

И психотерапия, и антидепрессанты устраняют симптомы депрессии.

Ни то, ни другое на причины депрессии не действует.

Потому что а) депрессий много, это не какое-то единое расстройство, б) причины этих разных депрессий до сих пор неизвестны. Все причины, которые находятся при психотерапии, — это сладкие фантазии, которые дают иллюзию контроля над расстройством.

Мы знаем только факторы риска, которые повышают вероятность развития. И там не только психологические факторы, но и генетические, биологические. Ни антидепрессанты, ни психотерапия не способны вызывать мутации или поменять структуру мозга, поэтому говорить о проработке причин, как минимум, глупо.

Читать полностью…

Psy_factum

«Сначала подпитаем мозг серотонином, стабилизируем состояние, а потом уже подключим психотерапию».

У меня одной возникает вопрос, а зачем нужна психотерапия, если состояние стабилизировалось/нормализовалось? Про «подпитку серотонином» молчу пока.

Читать полностью…

Psy_factum

У меня такое состояние: назначили антидепрессанты+транквилизаторы, силы что-то делать появились немного. Но проблема по-прежнему есть с ничего не хочется и нет сил. Где эти силы искать, я так и не поняла. На психотерапию иду после стабилизации состояния.
Силы уходят на тревожное расстройство. Убрать тревожность и силы появятся.

Читать полностью…

Psy_factum

Во время депрессии человек сталкивается с тремя основными проблемами, которые называются:

«Нет сил».
«Ничего не хочется».
«Чтобы не делал(а), легче не становится».


Ну ещё может быть «всё болит», «все бесят», «всё бесит».

✍️Если вы сталкивались с депрессией, напишите, права я или нет.

Вне состояния депрессии вы тоже можете чувствовать ту же усталость.

Но что мы обычно делаем, когда нет сил и мы устали? Мы пытаемся отдохнуть, выспаться, может даже уезжаем на несколько дней в отпуск и возвращаемся оттуда в хорошем настроении полные сил и энергии.

При депрессии этот механизм восстановления нарушен. Человек никак не может отдохнуть. Что бы он не делал, силы и желание не появляются. Плюс ко всему сон при депрессии тоже часто нарушается.

Или другой пример.

Что мы делаем, когда расстроены чем-то? Мы стараемся отвлечься и переключиться на что-то такое, что успокаивает и приносит удовольствие. Это может быть общение с какими-то конкретными людьми, покупки, занятие любимым делом.

При депрессии это не помогает, так как у вас снижается способность испытывать удовольствие. Что бы вы не делали, эмоциональный результат плюс минус одинаковый.

И получается, что человек попадает в ловушку.

Сил нет, но как бы вы не отдыхали, они не появляются. Настроения тоже нет, но как бы вы не пытались переключиться на что-то приятное, удовольствия не появляется.

И вот что делать в этой ситуации? Какой выход вам кажется самым логичным?

Читать полностью…

Psy_factum

Спасибо большое! Сейчас учусь в магистратуре и многие преподаватели (не кпт) твердят о каком-то исследовании, где все подходы оказались эффективны, а не только КПТ. В какой-то момент как раз почувствовала эту неустойчивость и отсутствие смысла дальше продолжать учиться (еще в силу своей собственной депрессивности), но быстро прошлась по своим искажениям, а сейчас укрепилась, почитав Ваши посты 🙏🏼

Читать полностью…

Psy_factum

Спасибо, а я выбрала кпт+препараты, потому что психолог говорила что Схема это продолжение КПТ

Читать полностью…

Psy_factum

Когда человеку ставят диагноз депрессия, у него возникает закономерный вопрос, что делать.

Вариантов решения проблемы много: вам и БАДы могут предложить попить, и помолиться, и помедитировать, и антидепрессанты попить, и курс какой-нибудь пройти, и кучу всего другого.

Но это разнообразие не обозначает, что все эти варианты одинаково хороши и эффективны.

И, я думаю, вряд ли кому-то захочется ставить на себе эксперименты и определять опытным путём, что помогает при депрессии, а что — нет.

Поэтому и проводятся исследования.

В 2023 вышел масштабный мета-анализ, который включал в себя 409 исследований с участием 52000+ человек.

Центральным элементом анализа была когнитивно-поведенческая терапия. Людей, получающих КПТ, сравнивали с людьми, которых:
▪️поставили в лист ожидания
▪️оказывали обычный уход
▪️лечили медикаментозно
▪️лечили комбинированно: КПТ + препараты
▪️лечили с помощью других методов психотерапии

И вот выводы, к которым пришли:

КПТ или нет?
Когнитивно-поведенческая терапия — это эффективный способ лечения депрессии (эффект от умеренного до большого) с сохранением результата в течение 12 месяцев.

Индивидуальная или групповая КПТ?
И то, и то норм.

КПТ в виде онлайн курса самопомощи без сопровождением?
Не поверите, но тоже норм, но эффективность ниже (небольшое или умеренное влияние на депрессию).

КПТ или медикаменты?
В краткосрочной перспективе КПТ, видимо, эффективна также, как и медикаментозное лечение, но в долгосрочной перспективе её эффект перевешивает.

Только препараты или Медикаменты + КПТ?
Если выбирать между только препаратами или комбинацией с когнитивно-поведенческой терапией, то, видимо, лучше выбрать комбинацию.

Только КПТ или КПТ + препараты?
Тут можно ограничиться только КПТ, так как добавление препаратов, видимо, не даёт никаких преимуществ.

КПТ или другие методы психотерапии?
Исходя из этого мета-анализа, не ясно превосходит КПТ другие методы или нет. Но тут нужно кое-что прояснить. Разберем в отдельном посте.

Читать полностью…

Psy_factum

А представьте, если в инстике вам преподаватели будут говорить, чтобы вы принесли доклад на компакт диске, а домашку для вашего удобства они будут скидывать на пейджер.

И что вы делать будете?

Читать полностью…

Psy_factum

Представьте ситуацию. Вы приходите к врачу, он ставит вас на ростомер и говорит: «у вас рост два с половиной аршина». Вот вы бы как отреагировали?

Читать полностью…
Subscribe to a channel